15:41 Воскресенье     16+

Эмбрионы с аномалиями могут развиться в здоровых детей

31.03.2016    Врожденные аномалии тела    : 731     : 0

Ученые из Кембриджского университета сделали открытие, которое если и не станет революцией в медицине, то серьезно приблизит к пониманию процессов развития эмбриона и борьбы с генетическими нарушениями плода.

Как выяснилось в ходе исследования, любой зародыш с аномалиями имеет ресурс, чтобы развиться в здорового ребенка. Попутно авторы этого открытия впервые установили, на каком этапе формирования плода становится ясно, будет ли здоровым будущий организм.

Режиссер фильма про крошечного эмбриона мыши, который наделал столько шума среди ученых, - Магдалена Зерницка-Гётц, профессор физиологии Кэмбриджа. Когда ей было 44, врачи вынесли вердикт: ее ребенок родится с синдромом Дауна. Перед этим они сделали биопсию плаценты.

Обнаружили, что четверть клеток с генетическими аномалиями. Уговаривали сделать аборт, но она сначала опросила коллег, и когда выяснила, что никто понятия не имеет, с какой вероятностью при таких анализах младенец родится с патологией, ребенка решила сохранить. А еще начала исследование, которое уже назвали революционным.

"Мы увидели, что изначально соединение клеток зародыша по структуре похоже на розу, с лепестками, смотрящими в одном направлении. Это и есть стартовая точка для нашего тела. Это точка, где становится ясно, какого типа клетки будут заложены в эмбрионе – здоровые или с аномалиями", - рассказывает процессор.

Эмбриону на снимках лишь несколько дней. Он настолько мал, что еще не успел добраться до матки. В ходе исследования оказалось, именно на этой стадии развития природа определяет - здоровым будет младенец, или с патологиями.

Чтобы снять этот фильм, Зерницка-Гётц с коллегами разработали специальные вещества, в том числе – цветные флуоресцентные маркеры и гель, имитирующий естественную среду.

"Этот гель, в который мы поместили зародыша, должен был быть очень похож на настоящую среду, чтобы ему было комфортно. Но, также быть достаточно прозрачным, чтобы свет мог проникать сквозь него, давая нам возможность снять видео. В итоге, нам удалось проследить поведение клеток", - рассказывает Зерницка-Гётц.

Ученые работали с биологической моделью эмбриона мыши. На ранней стадии развития он очень похож на человеческий. При этом здоровые клетки нарочно соединили с теми, у которых было аномальное число хромосом, а чтобы различать их, раскрасили в разные цвета.

Известно: если в клетках зародыша человека больше или меньше, чем 23 пары хромосом, это приводит к психическим и физическим нарушениям развития. Самый известный пример – синдром Дауна.

"К сожалению, при формировании эмбриона многое идет не так. Если мы поймем механизм влияния одних клеток на другие, у нас будет возможность вовремя вмешиваться в этот процесс. Любое новое знание о раннем развитии зародыша невероятно ценно", - говорит биолог, руководитель проекта по изучению процессов развития зародышей Джон Гордон.

На замедленной высокоточной съемке ученые увидели поразительное: у зародышей есть система безопасности против дефектных клеток. Аномальные клетки на первых неделях развития есть у 90% эмбрионов. Но здоровые – и весьма успешно – вступают с ними в борьбу. Они восстанавливают клетки с генетическими нарушениями, а иногда просто выталкивают их и крепятся к освободившемуся месту.

И это запрограммировано природой. Как работает механизм, и можно ли влиять на него извне, ученым пока не ясно. Но Магдалена Зерницка-Гётц на своем примере уже доказала многое: даже если врачи ставят страшный диагноз, у зародыша могут быть свои планы. Сын профессора родился абсолютно здоровым.