19:36 Пятница     16+

Биологи нашли бактерию, способную "вылечить" аутизм

18.07.2016    Болезни    : 1065     : 0

Ученые открыли в микрофлоре кишечника мышей необычного микроба, добавление которого в организм грызунов-"аутистов" избавляет их от симптомов развития этого синдрома, говорится в статье, опубликованной в журнале Cell.

"Наши коллеги пытаются использовать различные лекарства или стимуляцию мозга электричеством для подавления некоторых поведенческих симптомов, связанных с развитием нейродегенеративных болезней.

Мы открыли новый подход к их лечению. Пока нельзя сказать, будет ли он работать для человека, однако само открытие того, что мы можем "достучаться" до мозга через желудок, несомненно радует нас", — заявил Мауро Коста-Маттиоли (Mauro Costa-Mattioli) из Бэйлоровского колледжа в Хьюстоне (США).

Коста-Маттиоли и его коллеги смогли избавить мышей-аутистов от самых серьезных последствий развития этого расстройства в работе мозга, обратив внимание на то, что аутизмом чаще всего появляется у детей, чьи матери страдали от ожирения и проблем с метаболизмом во время беременности.

Ребенок с аутизмом

Пытаясь понять, с чем это могло быть связано, ученые приобрели несколько десятков мышей и разделили их на две группы – особи в первой питались "фастфудом" и не были ограничены в своем рационе, а представители второй представляли собой контрольную группу. Авторы статьи дождались, когда самки в этих "коллективах" грызунов забеременели и родили потомство, после чего сравнили то, как мышата вели себя и как различалась работа их организмов.

Как ожидали ученые, потомки ожиревших мышей чаще страдали от аутизма, чем их сородичи из контрольной группы. Это проявлялось в том, что они гораздо реже контактировали с другими мышами, отказывались от общения с ними и были склонны к повторению одних и тех же действий, что в принципе происходит и с детьми-аутистами.

Изучая различия в работе их мозга и тела, Коста-Маттиоли и его коллеги обнаружили, что микрофлора у здоровых мышат и грызунов-аутистов заметно отличалась. Дальнейшее изучение этих различий показало, что развитие аутизма было фактически связано с одним единственным видом микробов – бактерией Lactobasillus reuteri.

Они являются одним из самых полезных компонентов микрофлоры кишечника – эти микроорганизмы защищают нас от развития вирусной диареи, колик и ряда болезнетворных бактерий.

Как оказалось, в микрофлоре аутистов эти микробы почти не присутствуют, и их добавление в рацион мышат почти полностью избавляло их от тех девиаций в поведении, которые возникали в результате развития аутизма.

По словам ученых, это было связано с тем, что Lactobasillus reuteri управляет уровнем окситоцина – гормона семейного счастья и общения, заставляющего нас чувствовать удовольствие от социальных контактов с близкими и окружающими. Это позволяет говорить о том, что развитие аутизма может быть во многом быть обусловлено диетой и микрофлорой матери.

С другой стороны, как признают Коста-Маттиоли и его коллеги, не все симптомы аутизма у мышат были ликвидированы добавлением бактерий в их рацион – к примеру, подобные грызуны продолжали волноваться гораздо больше при признаках опасности, чем их сородичи. Это говорит о том, что аутизм может вызываться комбинацией нескольких разных факторов развития плода, которые еще предстоит открыть.